Загрузка страницы...
» » » Империя Ацтеков
Рейтинг:
(голосов: 13)
Просмотров: 21 637

Империя Ацтеков

Ацтеки - это доминирующая культура времен постклассического периода. Они плотно заселили бассейн Мехико, и стали контролировать огромные территории Центральной Америки к северу до пролива Техуантепек. 

Происхождение цивилизации ацтеков связывают с движением иммигрантов из поселений тольтеков и чичмеков, которые селились в бассейне Мехико в районе тысячного года нашей эры. Каждое племя создавало свое собственное маленькое государство, чьи правящие династии были потомками тольтеков и адаптировали тольтекскую идеологию руководства.

Ацтекская империя, как и большинство европейских империй, была весьма разнообразна этнически; это была скорее единая система сбора дани, нежели единая система управления. В этом контексте Арнольд Тойнби проводит аналогию с Ассирийской империей.

Хотя города под властью ацтеков облагались большой данью, раскопки показывают устойчивый рост благосостояния простолюдинов после подчинения этих городов. Торговля велась даже с вражескими городами. Народ пурепеча (Purepecha), единственный народ, одержавший победу над ацтеками, был главным источником медных топоров.

Основным управленческим вкладом ацтеков, однако, стала система коммуникаций между завоеванными городами. В Мезоамерике не было тягловых животных и колесных транспортных средств, и дороги строились для передвижения пешком. Обычно это было частью дани. За дорогами постоянно следили, так что даже женщины могли путешествовать в одиночку; путешественники могли отдохнуть, принять пищу и даже посетить уборную каждые 10-15 километров. Также по этим путям постоянно курсировали гонцы (пайнани), державшие ацтеков в курсе последних событий.

Империя ацтеков породила самый крупный демографический взрыв в Мезоамерике: население увеличилось с 10 до 15 миллионов человек.

карта империи АцтековСамого важного чиновника правительства Теночтитлана обычно называли ацтекским императором (The Aztec Emperor). С языка науатль титул Уэй Тлатоани (Huey Tlahtoani) переводится примерно как «Великий Оратор»; тлатоке (tlatoque, «ораторы») являлись аристократией, высшим классом общества. Власть Уэй Тлатоани росла с возвышением Теночтитлана. Ко времени Ауицотля аналогом титула можно считать «император», но, как и в Священной Римской Империи, титул не передавался по наследству.

C 1397 по 1487 гг. империю возглавлял Тлакаэлель (Tlahcaelel с науатль — «отважное сердце»). Он мог стать тлатоани (tlahtoani), но предпочёл остаться в тени циновки ягуара. Тлакаэлель был племянником тлатоани Ицкоатля (Itzcoatl) и братом Чимальпопоки (Chimalpopoca) и Мотекусомы Ильуикамина (Motecuhzoma Ilhuicamina) и носил титул «Сиуакоатль» (Cihuacoatl, в честь богини, эквивалент советника); как написано в рукописи Рамиреса, «что приказывал Тлакаэлель, осуществлялось как можно скорее». Это был жёсткий реформатор; он создал новую структуру управления страной, приказал сжечь большинство ацтекских книг, утверждая, что все они лживы, и переписал историю древней цивилизации ацтеков. Кроме того, Тлакаэлель реформировал религию, поставив племенного бога Уицилопочтли на один уровень с древними богами Тлалоком, Тескатлипокой и Кетцалькоатлем. К его же подвигам относят (возможно, преувеличивая) введение обычая "цветочных войн” и установление (а вот это уже явное преувеличение) постоянных человеческих жертвоприношений для того, чтобы Солнце продолжало двигаться по небу. Эти установления послужили скорейшему падению ацтекской империи, когда пришел Кортес.

Смотрите видео, тайна города богов Теотиуакан.


Навстречу судьбе 

Ацтеки имели все основания гордиться собой. Менее чем за 200 лет они прошли путь от кочевого племени до грозных властителей долины Мехико и прилегающих к ней регионов. Такой успех они приписывали своему богу-покровителю, Уицилопочтли, и сочинили миф, прославляющий годы их странствований по пустыне. Они очень любили рассказывать эту историю и постоянно повторяли ее с неослабевающим удовольствием и гордостью. Художники воссоздали ее в книгах, называемых ныне кодексами; повествование передавалось серией картинок и глифов. Как изображено в дошедших до нас кодексах, путь ацтеков к славе начался в сухой, покрытой кактусами земле, расположенной к северо-западу от долины Мехико, в месте, называемом Чикомоцок, или "Семь пещер", в пещере холма Кольхуатепек (см. рис. слева). Это место было легендарным: другие племена, как и тольтеки до них, заявляли, что произошли оттуда же. Почему ацтекам пришлось оставить эту местность, неизвестно. Возможно, их оттеснили более сильные племена, хотя они предпочитали верить, что отправляться в путь им приказал Уицилопочтли. По мере того, как ацтеки медленно продвигались к югу, легенда становилась реальностью. К тому времени, когда они достигли места, где им предстояло основать свою столицу, что было предвещено орлом, усевшимся на кактус, каждый эпизод можно датировать с достаточной точностью.

Хотя существовали тысячи ацтекских кодексов, ни один из них не уцелел после испанского нашествия. Большинство уничтожили испанцы, ревностно насаждавшие новую веру и искоренявшие языческие представления. Однако и тогда традиция написания кодексов сохранялась среди некоторых

групп индейцев, чему немало способствовали некоторые просвещенные испанцы. Мастера оставили после себя восхитительные страницы, позволяющие понять и почувствовать, как сами ацтеки представляли себе собственную историю.

Начало империи Теночтитлана

Поселившись в Чапультепеке, ацтеки стали подданными кольхуаканцев и служили им в качестве наемников. Со временем они стали тяготиться своим подчиненным положением и навлекли на себя гнев вождей кольхуа. Вынужденные бежать, ацтеки оказались в болотистых землях озера Тецкоко. Здесь они и основали свой город Теночтитлан, поскольку увидели знак, предсказанный Уицилопочтли, — скалу, где рос кактус, на котором сидел орел. Отсюда и название города — "место, где растет кактус", и его эмблема. (То же самое изображение можно увидеть и на флаге современной Мексики, только теперь орел держит в клюве змею.).

Этот орел, сидящий на кактусе, изображен и на фронтисписе Кодекса Мендосы (см. рисунок ниже). Книга на 16 прекрасно иллюстрированных страницах год за годом воспроизводит историю ацтеков с 1325 г. до появления испанцев. Вероятно, этот кодекс заказал художникам первый випекороль Новой Испании, Дон Антонио де Мендоса, по имени которого он и назван. Кодекс охватывает царствование всех правителей, начиная с легендарного основателя города, жреца Теноча и заканчивая Мотскусомой II. Каждое событие, каждое победоносное завоевание соседних народов запечатлено в деталях. Специально для испанских читателей изображения сопровождены надписями на испанском языке.

По краям фронтисписа идет полоса глифов, обозначающих годы ацтекского календаря. 4 знака, изображенные справа, являются основой календарной системы, они повторяются каждые 4 года. Точки от I до 13 обозначают конкретные годы. Через 52 года цикл повторяется. Началом цикла всегда считался 2-й год Камыша. Он отмечался церемонией погашения старых ритуальных огней и зажжения новых, обозначался специальным приспособлением для добывания огня, что можно видеть на фронтисписе Кодекса Мендосы (3-й знак внизу слева).

Фронтиспись Кодекса Мендосы (Кодексы Ацтеков)

На фронтисписе Кодекса Мендосы символически показан рост могущества Теночтитлана. Отцы-основатели отдают дань почтения символу города, расположенному поверх ацтекского щита. Пересекающиеся синие линии обозначают каналы, которые делят город на 4 квартала. Два горящих храма внизу обозначают победы над двумя городами-соперниками, Кольхуаканом и Тенайукой, одержанные еще тогда, когда ацтеки служили наемниками тепанеков.

На странице слева вкратце повествует о жизни и царствовании первого из ацтекских наследных правителей, который пришел к власти в 1376 г. и правил 21 год, что следует из календарных глифов на полях. Его звали Акамапичтли — "Рука, сжимающая тростниковые стрелы" судя по глифу, расположенному над его головой. За время правления он завоевал 4 города, символи- чески обозначенных головами вождей. Последний город Шочимилько — "Цветы на пахотной земле" заплатил щедрую дань.

На странице справа изображен третий правитель Теночтитлана, Чимальпопока, или "Дымящийся щит", правление которого было запятнано позором поражения. Во время нападения на место, называемое Чалько, местные жители потопили 4 ацтекских боевых каноэ и убили много ацтекских воинов, что передано изображениями 5 отрубленных голов. Чимальпопока, казненный тепанеками, показан сначала живым, а затем с наклонившимся вперед телом и затихшим голосом. Его смерть вызвала восстание ацтеков против своих хозяев.

На странице слева, изображающая правление Мотекусомы II, который одержал ряд славных побед, как и следует человеку с его именем — "Гневный владыка". Его победы обеспечили большой приток не только дани, но и пленников, приносимых в жертву на алтарях Теночтипиана. Три незакрашенных календарных глифа обозначают бесславный конец его правления — прибытие испанцев, смерть правителя, основание Новой Испании на развалинах ацтекской империи.

Традиционное облачение Ацтекских войнов

Соответственно числу плененных врагов воины ацтеков, изображенные вверху, могли облачаться во все более пышные одеяния. Перед боем воины меняли "парадные' костюмы на более подходящие для сражения, сохраняя знаки отличия и головные уборы, указывающие на их статус.

Чтобы, удовлетворить аппетит кровожадных богов, был необходим постоянный приток пленных, захваченных на поле боя. Воины, доставившие пленных, награждались особыми знаками отличия, такими, как изображенные выше накидки и головные уборы. Они указывали не только на доблесть воина, но и на его ранг, напрямую определяемый числом захваченных пленных. Когда молодой воин приводил с собой свою первую жертву, правитель награждал его плащом с изображением скорпиона или цветов. Боец, приведший второго пленного, получал накидку с красной каймой. Если это случалось в третий раз, то его награждали богато украшенным плащом, называемым эекайлакацкоскатль — "драгоценный камень, скрученный ветром". Если на счету ацтекского воина было 4 пленных, то он вступал в ряды ветеранов и мог носить особую прическу. Его также награждали особыми знаками отличия и облачениями. Когда воин становился текуиуа — почетным ветераном, он мог вступить в ряды одного из воинских объединений Орла или Ягуара и носить особую форму. Со временем он мог дослужиться до полководца или советника правителя. С повышением по службе был связан и немалый риск— яркие знаки отличия делали его прекрасной мишенью на поле боя.

Цивилизация находилась на территории стран современного мира:
Гватемала, Мексика (полуостров Юкатан), Белиз
В раздел Ацтеки В раздел: 3D Реконструкция цивилизаций
Рейтинг:
(голосов: 13)
Просмотров: 21 637
  1. Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

  2. Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

  3. Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!

Комментарии

Социальные комментарии Cackle

Видео. Как создавалась империя Ацтеки, развитие и падение

Навигация по странице