Загрузка страницы...
» » » Жизнь древний Греции в период упадка
Рейтинг:
(голосов: 8)
Просмотров: 5 512

Жизнь древний Греции в период упадка

Реконструкция города древних греков.

Власть дорийских царей (басилеев) была куда менее обширна, нежели власть ахейских ванаков. Фактически цари в древней Греции после дорийского завоевания обладали властью племенного вождя, не более того. Наряду с басилеем существовало множество более мелких владык, которые лишь на время делегировали часть своих прав одному, главному басилею. Так, в поэмах Гомера, отражающих общественную ситуацию именно постдорийского времени, центральный герой Одиссей — только главный из 30 басилеев острова Итака, а царь Агамемнон избран главным над остальными царями лишь на время похода против Трои.

Греческое общество времён так называемых тёмных веков (XII—IX вв. до н. э.) делилось на свободных людей и рабов, однако рабский труд играл не очень значительную роль. Среди свободных также постепенно возникало разделение на граждан — в основном жителей города и не граждан — преимущественно жителей сельской местности, чаще всего переселенцев из других областей. Вместо единого государства под управлением одного владыки, как в странах Древнего Востока, в Греции продолжали существовать отдельные микрогосударства, обычно состоявшие из одного или двух городов и при-легающих к ним сельских областей. Такие территории принято называть городами-государствами.

Храм Аполлона в Дельфах. VII в. до н. э.

Слабость царской власти в большинстве областей Древней Греции привела к тому, что народное собрание сохранило и даже усилило своё влияние. Идеалом греков было полисное устройство. Полис включал собственно город и сельскую округу, прилегавшую к нему, — хору. Число жителей не должно было превышать нескольких тысяч, чтобы голос каждого гражданина был услышан на собрании. Раскопки показывают: каждый город имел укреплённый холм — акрополь, где располагались храмы и правление; широкую площадь для проведения собраний и для рыночной торговли — агору (её запрещалось застраивать). Дальше размещались дома горожан, которые не обязательно образовывали улицы. Внутри города встречались и пустыри, и свободные участки земли для будущей застройки. Всё это обносилось земляным валом и городской стеной.

Крестьяне общинники хоры могли владеть рабами, помогавшими возделывать землю и вести хозяйство, но чаще всего справлялись сами. Античное рабство заметно отличалось от восточного. В Древнем Египте, например, большинство рабов принадлежали государству и использовались при проведении ирригационных работ, строительстве храмов и дворцов. В Элладе рабы были собственностью граждан, они обслуживали хозяев или трудились в их мастерских, ухаживали за скотом, занимались иными работами. Если владелец являлся ювелиром, горшечником, парикмахером, его раб помогал ему, нередко сам становясь прекрасным масгером. Иногда хозяин платил квалифицированному рабу за его труд. Закон позволял рабу получать часть дохода от дела господина. Постепенно раб мог собрать деньги и договориться с хозяином о выкупе. Впрочем, этот вопрос всецело находился в ведении господина.

Эпизодборьбы между греком и персом. Греческая ваза. V в. до н. э

Горожане делились на граждан и так называемых метеков. Гражданами были коренные жители: их отец и мать происходили из полиса. Лишь они имели право участвовать в народном собрании, избирать и избираться на административные должности. Метеки были приезжими из других мест. Часто, занимаясь торговлей или выгодным ремеслом, они становились очень богатыми, но не получали политических прав, не владели домами и землёй, а в суде их представляли третьи лица.

Состоятельные землевладельцы составляли слой аристократов и во времена архаики находились у власти в полисах. Постепенно торговцы и ремесленники в городах накопили достаточно богатства и приобрели заметное влияние. Они стремились получить право принимать важные для полиса решения. Далеко не везде расширение прав демоса — простого народа — шло мирно. В Афинах, например, этому предшествовала гражданская война. В 508 г. до н. э. Афины стали демократическим городом. Это значило, что все его граждане получили право голоса на народном собрании.

Формы демократического правления в греческих городах-государствах оказывались различными и зависели от местных условий. Борьба за власть между аристократами и защитниками интересов большинства народа (демократами) часто приводила к бунтам и государственным переворотам. Нередко на волне народного возмущения правлением аристократов к власти приходили властолюбивые авантюристы, устанавливавшие единоличное господство. Таких правителей называли тиранами, и в борьбе против них часто объединялись и демократы, и аристократы.

В раздел Древняя Греция В раздел: 3D Реконструкция цивилизаций
Рейтинг:
(голосов: 8)
Просмотров: 5 512
  1. Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

  2. Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

  3. Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!

Комментарии

Социальные комментарии Cackle

Навигация по странице