В то время, как на юге Перу существовали культуры паракас и наска, на севере расцветала не менее яркая культура народа Мочика, подарившая потомкам монументальные пирамиды и великолепные произведения из золота.
Открытие этой культуры произошло в конце XX в. Зимой 1987 г. полиция городе Ламбайеке получила сведения о том, что банда уакерос разграбила богатое захоронение в районе деревни Сипан на северном побережье Перу. Преступников удалось арестовать, и в руки полицейских попали поистине сказочные сокровища, среди которых выделялась великолепная золотая маска, инкрустированная изумрудами. Оказалось, что грабителям посчастливилось раскопать инкское погребение, находившееся под огромной платформой из кирпича-сырца, в стороне от двух пирамид, считавшихся главной достопримечательностью Сипана.
Ценность находки была столь велика, что в Сипан направили археологическую экспедицию под руководством директора Национального музея Вальтера Альвы. Результаты раскопок буквально потрясли весь мир — под полом позднего инкского склепа обнаружилось еще несколько погребений, с иными чертами обряда. А в самой толще гигантской платформы ученые нашли потайной ход, который привел их в комнату, где, облаченный в парадное одеяние и позолоченный шлем, лежал скелет воина с отрубленными ступнями. Археологи решили, что это страж захороненного где-то неподалеку правителя. Вскоре они обнаружили погребальную камеру с деревянным саркофагом. Покоившийся в саркофаге мужчина, возраст которого определили в 35-40 лет, получил имя Владыки Сипана. Вместе с ним в толще платформы были похоронены еще двое мужчин и три женщины, у некоторых отсутствовала левая ступня. В нише находился скелет сидящего десятилетнего мальчика со скрещенными ногами.
Все помещение было уставлено керамическими сосудами с остатками пищи. На полу и в саркофаге лежали сотни золотых украшений, принадлежавших некогда Владыке Сипана. А в правой руке покойного — золотой брусок и скипетр-нож, украшенный золотым навершием с изображением сцены битвы. В левой Владыка сжимал медный брусок и медный же скипетр. Рядом с черепом находилась прекрасная диадема из кованого золота в форме полумесяца: длина ее составляла 62 см, а высота — 42 см. Среди прочих сокровищ выделяются шейная цепь из крупных золотых и серебряных бусин, трещотка из чеканных золотых пластинок с массивной медной рукояткой, золотые колокольчики с изображенным на них божеством, серьги с подвесками из золота и бирюзы и великолепное ожерелье из серебра и золота в виде скорлупок земляного ореха. Кроме золота в гробнице оказались тысячи жемчужин, украшавших некогда наряд Владыки, и большое количество бирюзы.
Раскопки показали, что и пирамиды, и платформа созданы народом мочика, владевшим долинами на севере Перу с V в. до н. э. по VII в. н. э. Инки лишь использовали древнюю постройку, чтобы замаскировать погребение какого-то знатного военачальника.
Работы, проведенные в Сипане в последние годы, принесли еще немало удивительных открытий. Так, в одной из огромных пирамид Сипана были обнаружены фрески с изображениями религиозных церемоний, сюжеты которых повергли исследователей в шок. На них нарисованы огромные пауки, сидящие на вершинах пирамид, и вереницы людей, приносящих им связанных по рукам и ногам пленников. Этот ритуал имитировал расправу паука со своей добычей: веревки играли роль паутины, а жрецы-владыки Мочика, наряженные гигантскими насекомыми, перерезали горло связанным жертвам и пили их кровь. Подобные же росписи найдены и во внутренних залах одной из крупнейших построек цивилизации Мочика — так называемой Пирамиды Луны вблизи города Трухильо.
Культура Мочика известна своей уникальной портретной керамикой. Мастера работали только с тремя красками: красной, белой и черной. Сосуды имитировали человеческие лица со всеми присущими им особенностями. Археологи предполагают, что эта традиция уходит корнями в архаический культ «мертвых голов», прослеживающийся в ранних культурах побережья.
Упадок древней цивилизации мочика относится к VII в. В этот период некогда могущественные властители побережья Перу под натиском воинственных соседей оставляют речные долины и уходят еще дальше на север. Кто же пришел им на смену? Вероятно, это были потомки других величественных культур, появившихся в горных долинах Анд, — тиауанако и уари (вари).
Город, построенный богами
Тиауанако, расположенный на высоте 4 тыс. м над уровнем моря, на берегу озера Титикака, является самым высокогорным поселением доколумбовой Америки. Большинство ученых считают, что Тиауанако возник около III в. до н. э. и был оставлен жителями не позднее XI в. н. э.
В период расцвета, в VI—LX вв., Тиауанако являлся не только крупным религиозным центром, но и столицей обширного государства. Судя по типичным находкам изделий тиауанакских мастеров, власть правителей высокогорного города распространялась до побережья Тихого океана и далее на юг, до северных районов современного Чили.
Город занимал площадь примерно 3 кв. км, а его население составляло почти 20 тыс. Здесь из камня возводили храмы, дворцы, культовые платформы, колонны в образе человека высотой до 7 м. Центром города считаются огромный дворец (130 х 135 м), внутрь которого вели Ворота Солнца высотой 3 м, высеченные из монолита, и искусственный
холм, или «пирамида» Акапана, высотой 15 м со торонами основания более 200 м. Возможно, это естественное возвышение, облицованное огромными каменными монолитами весом до 100 т каждый. На вершине Акапаны расположен выложенный камнем хискусственный водоем размером 80 х 40 м и глубиной до 7 м. В недрах пирамиды проложена сложная система водоотводных каналов.
На вершине платформы, называемой Пума Пунку, также сохранились остатки рукотворного водохранилища. Кроме того, Пума Пунку украшает громадный монолит — Ворота Луны. Найденные рядом с Воротами Луны золотые гвоздики позволяют предположить, что некогда монолит был облицован листовым золотом.
Сокровища владыки Сипана
Один из самых загадочных памятников Тиауанако — храм Каласасайя. его площадь — 15 тыс. кв. м. Основанием служит платформа, обнесенная стеной из монолитных колонн, пространство между которыми заполнено отшлифованным камнем. Австрийский исследователь Познански считал Каласасайю обсерваторией, ориентированной на точки солнцестояния и равноденствия.
Название Тиауанако в переводе с языка кечуа означает «садись, гуанако» (гуанако — быстроногое животное, близкий родственник ламы). По легенде, инка Майта Капак так обратился к юноше гонцу, доставившему весть об обнаруженных на берегу озера Титикака гигантских развалинах. Инки всегда придерживались убеждения, что до прихода в мир их прародителей Манко Капака и Мамы Окльо на земле царили дикость и варварство. Поэтому они поразились циклопическим руинам Тиауанако и посчитали его «городом, построенным богами».
Великий город был признан легендарной прародиной инков, и археологи нашли факты, подтверждающие это. В полуподземном храме рядом с Каласасайей найдена статуя, получившая название «Бородатый идол», поскольку ее отличительной чертой является внушительная борода. Известно, что у индейцев слабо развит волосяной покров на лице и бородачей среди них нет. Тем не менее древняя традиция инков говорит о том, что верховный бог и создатель мироздания Виракоча Пачакамак в своей земной ипостаси был как раз высоким, белокожим и бородатым старцем. Сопровождавшие его спутники назывались просто виракочами и тоже обладали светлой кожей и бородами. По легенде, именно они основали город на берегу священного озера.
К северу от Тиауанако, близ современного города Аякучо, сложилась еще одна мощная держава — Уари, культура которой во многом близка культуре Тиауанако. Но если правители «города, построенного богами» направляли свою экспансию на юг и запад, то цари Уари расширяли свое влияние на север, за короткий срок распространив власть на земли древней цивилизации мочика и далее к северу. Большинство городов этой части страны несут следы сильного культурного влияния Уари. Новая держава, просуществовавшая примерно 300 лет, с 600 до 900 г., сумела создать единый политический и хозяйственный организм, соединив области страны мощеными дорогами и закрепив свое господство строительством новых городов и торговых станций. Этот опыт позднее использовали инки в управлении своей империей.
В X в. господству Уари приходит конец. Население покидает и берега озера Титикака. На смену двум державам появляется множество небольших царств, власть которых редко распространялась дальше одной двух речных долин. Среди них самым крупным и сильным было царство Чиму, или Чимор, сохранившее наследие первых империй и донесшее его до эпохи инков.
Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!
Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!
Американскими учеными установлено, что курению табака насчитывается 12 тысяч лет. Обугленные семена табака были обнаружены в древнем очаге охотников в штате Юта. Люди начали употреблять табак еще до того, как распространилось сельское хозяйство.
Ученые из Массачусетского технологического университета произвели исследование древней гробницы римлянки Цецилии Метеллы. Благодаря этому была раскрыта тайна стойкости древнего бетона.