Загрузка страницы...
Рейтинг:
(голосов: 7)
Просмотров: 10 562

Византийская одежда

Христианское понятие о земной жизни как о юдоли (долина, равнина) скорби и греха нашло своё отражение и во внешнем облике людей Византийской империи. Главное требование заключалось в том, что тело должно быть закрытым. Античная обнажённость, выявляющие фигуру лёгкие ткани одежды — всё это воспринималось как соблазн, порождение дьявола. Создаётся новый идеал красоты: прекрасным может быть только лицо, ибо человеческая душа, духовное начало, смотрит на мир глазами, ими же познаётся как добро, так и зло.

Новым веяниям, как ничто лучше, подходил восточный костюм. Характерная черта восточного мужского костюма — штаны, полностью закрывавшие ноги, — вошла и в византийский быт. Это были разъёмные штаны, представлявшие собой длинные чулки, которые привязывались к поясу. Сверху носили тунику с суживающимися к запястью рукавами. Качество ткани, длина плаща определяли социальное положение — основная часть населения Византийской империи носила туники выше колен. Туника знати доходила до середины икр. Верхней одеждой служил плащ из шерстяных и полушерстяных тканей, скреплённый впереди завязками. Богато отделывались благородными металлами и драгоценными камнями оружие, седельный прибор и попоны коней и мулов. Для знатных дам изготовлялись особые сёдла, они украшались жемчугом и золотыми бляхами в виде зверей и птиц. Седло имело роскошный чехол, а с крупа коня или мула свисало покрывало из шёлка. 

Одежда простолюдинов почти не претерпела изменений на протяжении веков: короткий плащ, перекинутый через плечо, рубашка-хитон из грубого полотна или шерсти, заправленная в такие же штаны, перевязанные крест-накрест ремешком сапоги.

Император Юстиниан в окружении придворных

Представление о византийской придворной моде и церковной одежде лучше всего даёт красочная мозаика в Равенне (изобр. справа). Мозаичное изображение в церкви Сан-Витале торжественного шествия императора Юстиниана и его жены Феодоры в окружении свиты — самая великолепная демонстрация моды тех времён. На императоре Юстиниане нижняя белая шёлковая туника, подпоясанная золотым поясом и украшенная золотой отделкой. Верхний плащ пурпурного цвета, ниспадающий до самой земли, украшен эмблемой наивысшей императорской власти. Сословный характер государства требовал ясных разграничений во внешнем облике подданных. Знаком царского достоинства постепенно становится не только плащ, но и лорум — узкий шарф из плотной парчовой ткани.

Первоначально характерной особенностью одежды византийских императоров было то, что она не имела застёжек и надевалась через голову. Большинство же восточных одежд имело застёжку или запахивалось с полы на полу. Со временем восточные влияния проникают и в быт императоров. В их обиходе появляется совершенно новый вариант византийского костюма — прямая неширокая туника на застёжках с узкими длинными рукавами и поясом.

Византийская культура и костюм оказали большое влияние на формирование художественной культуры Древней Руси. Византийская одежда сохранялась в русской моде на протяжении 800 лет почти без изменений.

В раздел Византийская империя В раздел: 3D Реконструкция цивилизаций
Рейтинг:
(голосов: 7)
Просмотров: 10 562
  1. Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

  2. Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

  3. Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!

Комментарии

Социальные комментарии Cackle

Видео. Представления о красоте в византийской культуре

Навигация по странице