Загрузка страницы...
» » » Цивилизация Паракас "Штормовой ветер"
Рейтинг:
(голосов: 1)
Просмотров: 8 651

Цивилизация Паракас "Штормовой ветер"

Золотая женская статуэтка второй половины I тысячелетия до н. э. — начала I тысячелетия н. э.

В эпоху культуры Чавин свет цивилизации распространился и на Тихоокеанское побережье Южного Перу. Этот негостеприимный край, представляющий собой узкую полоску песков и каменистых холмов, носит имя Коста (исп. Берег). Жизнь на побережье сосредоточивалась в долинах мелких речек, сбегавших со склонов Анд и разделенных пустынями. Известно около полутора десятков культур, ареал которых ограничивался одной или несколькими речными долинами. Некоторые из этих культур оставили после себя монументальные памятники. Большинство построек на побережье сложено из обожженных на солнце кирпичей — ацобов, преимущественно конической формы. Среди них выделяются крупный архитектурный комплекс Серро-Сечин, стены которого покрыты рельефными рисунками, и руины древнего священного города Пачакамак, построенного на высоком обрывистом мысу над долиной реки Лурии. С незапамятных времен здесь находились храм и оракул Пачакамака, невидимого творца всего сущего, привлекавшие толпы паломников из самых отдаленных районов.

Но наиболее выдающимися и одновременно загадочными наследниками чавина стали культура Паракас и ее преемница культура Наска. Культура Паракас существовала на одноименном полуострове и в басейне рек Ика и Наска в период с 600 г. до н. э. до 400 г. н. э. На языке кечуа паракас означает Штормовой ветер. Небольшой пустынный полуостров, выдающийся в океан, действительно со всех сторон продувается свирепыми ветрами, климат здесь сухой и жаркий. Этото и послужило причиной особого интереса ученых к древней культуре, известной в основном могильниками.

Открытие культуры древней культуры Паракас

Уже первому исследователю — Хулио Тельо посчастливилось открыть не просто следы этой древней культуры, но целый «город мертвых». Суровый сухой климат законсервировал все, что существовало здесь еще две с половиной тысячи лет назад: мумии погребенных индейцев, костяные и деревянные изделия, даже великолепные цветные ткани, в которые были завернуты покойники. Сейчас археологи делят историю культуры паракас на два периода — паракас-кавернас (период пещер) и паракас-некрополис (период могил).

Захоронение культуры Паракас

В начальную эпоху, продолжавшуюся приблизительно до I в., народ Паракаса хоронили своих мертвецов в круглых пещерах. На вершине холма в слое песка сооружалась округлая входная яма диаметром 1 — 1,5 м и глубиной около 2 м. Чтобы ее края не осыпались, стены укрепляли камнями. В центре основания ямы находился вход в узкую вертикальную шахту глубиной до 6 м с высеченными ступенями. Шахта вела к куполообразной камере (диаметром 3—4 м и высотой 1 —1,5 м), высеченной в грунте и выложенной камнем. В камере хранилось 30 — 40 мумий. если тела не помещались в самой пещере, их хоронили в вертикальной шахте. Умерших сажали с поджатыми к подбородку коленями в специальные плетенки и накрывали китовыми костями или циновками. В рот покойнику клали кусочек золота.

От культуры паракас-некрополис III—V вв. остались огромные необычные погребальные комплексы, тянущиеся вдоль берега океана. Мумии заворачивали в ткани, помещали в сидячем положении в плетенку и накрывали другой плетенкой. Получившуюся корзину обертывали большим количеством тканей, и она приобретала вид кокона. В подземных камерах коконы с мумиями располагались группами. Центром группы служила крупная мумия, по бокам которой размещались тюки средних размеров, окруженные более мелкими. В погребальной камере близ Серро-Колорадо обнаружено 33 большие (1,5 м в высоту и столько же в диаметре), 42 средние (высотой около 1 м) и 354 мелкие мумии. Величина кокона зависела от количества тканей и погребального инвентаря, отражая имущественное положение покойных. Между тканями в плетенки вкладывали вещи, которые сопровождали покойника в загробный мир. В самых больших тюках обнаружено несколько золотых и серебряных предметов, в том числе диадемы и налобные пластины.

Погребение в культуре Паракас

Инвентарь, сопровождавший погребение, не был особенно богат. Рядом с покойником помещали керамические сосуды — черные и с рельефным изображением, а также предметы, использовавшиеся им в быту. Вместе с женщиной клали остатки пищи (початок кукурузы, арахис, фасолевую муку), пряслица, куски тканей и мотки волос. Мужчин сопровождал набор из рыболовных сетей, копьеметалок, наконечников дротиков, шкур лам и гуанако, раковин, обсидиана.

Мумии завернуты в великолепные цветные ткани, изготовленные из хлопка и шерсти. Иногда ткачи использовали волокна растений и человеческие волосы. Пряли при помощи веретен, остатки которых нередко находят рядом с мумиями. Остатки ткацких станков не сохранились, но по рисункам на более поздней керамике археологи делают вывод о том, что станок ткачей паракаса представлял собой две горизонтальные палки, между которыми натягивалась основа. Одна из них прикреплялась к специальному столбику, другая — к поясу ткача. На таких станках вырабатывались ткани шириной от 30 до 65 см. Сотни изделий дошли до нашего времени, не утратив эластичности и яркости красок.

Но самым необычным в погребениях паракаса были сами мумии. Процесс их подготовки состоял в очистке тела от внутренностей и заполнении его деревянными брусками, волокнами и прочими растительными материалами. Из черепа извлекался головной мозг. Затем тела подсушивались на жарком солнце и даже немного коптились на огне. Лица и некоторые части тела, вплоть до накладных кос, обмазывались древесной смолой и глиной. После приготовлений умершему придавалась поза зародыша с поджатыми к подбородку коленями и скрещенными на груди руками. Тело заворачивали в несколько покрывал, длина которых достигала двух с половиной метров, а сверху накрывали циновками из тростника. У многих были искусственно деформированные черепа — клиновидной формы в период пещер и конусовидной — в период могил. В одной из могил найден череп ребенка, обмотанный лентой из хлопковой ткани. Эта лента прижимала две подушечки, давившие на череп спереди и сзади, придавая нужную форму.

Трепанация черепов

Еще более странными вылядят массовые прижизненные трепанации черепов у народа цивилизации Паракас и как в следствии и у ее приемника цивилизации Наска, но уже в меньшем количестве. По разным оценкам, следы этой процедуры имели от 40 до 60% всех найденных черепов. На некоторых из них видны 4, 5 отверстий, проделанных в разное время. На большинстве черепов нет ни трещин, ни следов от ударов. По-видимому, операции проводились на здоровых людях. В Паракасе широко использовались разные техники трепанации: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались или высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой. В одном из погребений даже обнаружен набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия разных размеров со следами крови. Кроме того, там же оказались ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

Деформированные черепа. Культура паракас. V—III вв. до н. э.

Все эти находки свидетельствуют о необычном почитании головы у жителей Паракаса. Чем же вызвано такое отношение? Вряд ли это было следствием болезни или травмы. единственная цель таких трепанаций (как и цель деформации черепов), по мнению ученых, воздействие на головной мозг для изменения состояния сознания.

В раздел Государства Южной Америки В раздел: 3D Реконструкция цивилизаций
Рейтинг:
(голосов: 1)
Просмотров: 8 651
  1. Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!

  2. Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!

  3. Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!

Комментарии

Социальные комментарии Cackle

Навигация по странице