Коротко об истории римских дорог. Первые «правильные» римские дороги были проложены в военных целях, и позднее власти постоянно следили за ними как за стратегическими объектами. Классическая ширина дорог — 12 м. Их строили в четыре слоя. Основание делалось из булыжника. Затем шла опалубка из дроблёных камней, скреплённых бетоном. Над опалубкой клали слой кирпичной крошки. Верхним покрытием служили плоские плиты или крупные булыжники. Его специально делали чуть выпуклым в центре, чтобы дождевая вода и грязь сливались на обочины. Вдоль главных дорог размещали межевые столбы с указанием расстояния до Рима. Самой старой дорогой считалась Виа Аппиа, или Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н. э. Аппием Клавдием. В IV в. до н. э. от древнего Рима отходило 29 дорог, являвшихся как бы продолжением улиц столицы. Они шли в разных направлениях и соединялись с целой сетью местных дорог, строившихся в провинциях.
Транспортные артерии Римской империи
Одним из долговечнейших памятников древнего Рима стала сеть дорог, связывавших между собой имперские провинции. И даже если не все дороги действительно вели в Рим, то все они были обязаны
своим происхождением Вечному городу, и в
особенности Аппиевой дороге — этой «царице дорог» (А́ппиева дорога — самая значимая из античных общественных дорог Рима). Со временем с помощью этих транспортных артерий расцвела торговля. Но в первую очередь эти дороги служили военным целям: их строили для
того, чтобы легионы могли быстро добраться до «горячих точек» на границах. Поэтому
вполне естественно, что строительство дорог было заботой самих военных.
Закладка римских дорог начиналась с дотошнейших
землемерных работ. По открытой местности дороги пролегали по прямой линии, а по пересеченной — петляли, взбираясь выше. Кое-где в холмах
прорывали тоннели, а среди
болот громоздили гати и по
ним прокладывали дорогу
дальше. Часто землемеры разводили костры (на рассвете
или в сумерках), чтобы по ним
выравнивать дорогу. Им помогали в работе разные инструменты: переносные солнечные
часы — чтобы определять направление; грома — шест с горизонтальной перекладиной, с
которой свисали четыре шнура с грузилами — для откладывания ровных линий и прямых углов; и хоробат — инструмент
наподобие нивелира, определявший рельеф
местности.
Эта римская дорога (см. выше) змеится по Уил-дейл-Мур в Северном Йоркшире, Англия. Часто дороги строились по частям: сразу появлялся участок длиной
в милю. Этим объясняются заметные изменения в их очертаниях.
После того как линия была выверена и размечена вехами, в нужном месте с помощью плуга взрыхлялась земля и обозначались границы
будущей дороги. Затем воины и наемные рабочие
приступали к работе. Многое зависело от особенностей ландшафта и строительных материалов, которые
были род рукой, но, как правило, дорога состояла из нескольких слоев. Вначале строители,
удалив лишнюю землю, закладывали и утрамбовывали нижний слой из известняка или песка. Вторым слоем служил булыжник величиной в кулак,
иногда для верности заливавшийся известью или глиной.
Сверху рабочие насыпали гравий
или грубый песок вперемешку с
горячей известью и уплотняли
роликом. Наконец, каменщики
мостили дорогу плоскими плитами, придавая ей в середине легкую «горбинку»: благодаря такому уклону дождевая вода стекала
в канавы по обочинам. Из-за
слоистой структуры дороги достигали порой трех, а то и пяти
метров в глубину: недаром кто-то назвал их стенами, вкопанными в землю. Часто римские дороги
лет сто кряду не нуждались в починке.
В отличие от прихотливо извивающихся
дорог, проложенных в Британии в более
поздние времена, Фосс-Уэй, построенный
еще римлянами, пересекает сельские
угодья в Сомерсете по совершенно прямой линии. Эта дорога тянется от южного побережья почти до самого Северного моря, на всем пути отклоняясь от заданного направления всего лишь на 9 км.
Название ее происходит от латинского
слова fossum — «ров», отражая римский
метод строительства дорог.
Лошадь, тянущая двухколесную повозку по римской дороге (см. слева), приближается
к одной из милевых вех, которые были расставлены по всем дорогам империи. Эти цилиндрические столбы
высотой в 1,8 м, нередко весившие более двух тонн, обычно сообщали имя
императора, начавшего строительство данной дороги, и расстояние до
ближайшего города.
Если вы нашли ошибку, выделите этот текст и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Понравилась эта статья? Проголосуйте за нее или поделитесь в соц. сетях, а так же вы можете оставить свои комментарии. Будем благодарны вам!
Если статья не ответила на ваш вопрос: Как? Что? Когда? Почему? Напишите пожелания в комментариях к статье или через форму Обратной связи и мы обязательно это учтем. Спасибо!
Американскими учеными установлено, что курению табака насчитывается 12 тысяч лет. Обугленные семена табака были обнаружены в древнем очаге охотников в штате Юта. Люди начали употреблять табак еще до того, как распространилось сельское хозяйство.
Ученые из Массачусетского технологического университета произвели исследование древней гробницы римлянки Цецилии Метеллы. Благодаря этому была раскрыта тайна стойкости древнего бетона.